Вышивание золотыми и серебряными нитями, получившее название "золотое шитье" - это один из самых удивительных видов рукоделия. Золотом вышивали одежду великих правителей, предметы религиозного культа, по сей день мастерицы, умеющие работать с этим материалом востребованы и высоко ценятся. Историки предполагают, что золотое шитье ведет свое начало с северо-запада Малой Азии, и известно уже со II века до нашей эры. По крайней мере, древние римляне называли ее "атталинской вышивкой", по имени пергамского правителя Атталу. Изначально тончайшую золотую или серебряную нить получали путем волочения и обматывали вокруг льняной. Позднее золотую нить изготавливали через смешивание волоченого золота с шелком. И, наконец, существовал также способ получения очень узкой полоски золота, из которой делали нить путем скручивания. Русской золотошвейное искусство хорошо известно, начиная с XV века, но отдельные упоминания встречаются и ранее, начиная с XI. В основном это были церковные принадлежности, также золотом вышивали знамена. В качестве основы использовались парча, бархат, атлас, нить не протаскивалась сквозь ткань, а накладывалась сверху и пришивалась шелком. Сначала золотым шитьем занимались, главным образом, монахини, но затем, богато украшенную одежду начали носить и светские лица, что способствовало появлению множества золотошвейных мастерских. Потом, по мере укрупнения, на их основе стали возникать целые артели. Заменять дорогие материалы на более дешевые, например, позолоченную медь начали в XVII веке. А в XX веке вместо металла стали использовать искусственную пленку, в результате чего появился люрекс. В настоящее время существуют также и материалы, максимально имитирующие золото и называющиеся золотными. Поскольку они обладают не только внешней схожестью, но и так же хрупки, как золотые, их использование требует знания и применения золотошвейных техник. |