Самые древние известные вышивки Средней Азии датируются III - VIII веками нашей эры. Не удивительно, что это искусство за столь долгий период времени достигло здесь небывалых высот. Наиболее характерный мотив среднеазиатской вышивки - круг, символ солнца. Этот круг заполнялся стилизованными узорами, чаще всего растительного происхождения. К животным и антропоморфным мотивам вышивальщицы Средней Азии не прибегали, это строго запрещалось религиозными канонами. Поэтому вышивка в основном заключалась в украшении предметов обихода растительными мотивами. Широкое распространение здесь получило сюзане - расшитое панно. Обычно для такой работы использовались шелковые или хлопчатобумажные нити. По стилю различают целые школы в изготовлении этого декоративного предмета интерьера. Среднеазиатские вышивки радуют глаз своей красочностью, яркостью, контрастностью цветов, обилием деталей. Таджикистан. Наиболее употребляемые швы - тамбурный, петельный, крестик, гладь. Распространена и аппликация. Вышивку использовали для мешочков, занавесок, тюбетеек, платков, а также в качестве самостоятельных панно, украшающих жилище. Узбекистан. Чаще всего встречается полукрест, цепочка, гладь крупными стежками, выполненная вприкреп, крестик, вышивка бисером, аппликация. Бухарские сюзане известны своей редкостной красотой, обилием и красочностью цветочных мотивов. Самаркандская вышивка отличается более крупными узорами, основой которым чаще всего служит малиновая розетка. Встречаются здесь и изображения предметов быта, например, чайников и пиал. Вышитые изделия из Ферганы узнаются по фиолетовому или темно-зеленому фону и легкому изящному узору. Туркменистан. Обычные швы - гладь вприкреп, стебельчатый шов, цепочки. Вышивка часто использовалась для украшения предметов убранства юрты, например, для покрывал. Казахстан и Киргизия. Популярные швы - тамбурный и гладь. В этих странах, по всей видимости, благодаря разнообразию религий, нередко встречаются стилизованные изображения животных или их частей, например, рогов. |