Богатые русские традиции в вышивке в настоящее время больше ценятся иностранцами, чем соотечественниками. Тем не менее, во многих уголках страны сохранились уникальные промыслы, без преувеличения составляющие гордость нации. К ним относится и мстёрская вышивка. Поселок Мстёра расположен во Владимирской области и существует уже несколько веков. В XVIII веке это место славилось своими иконами, а реформы 1861 года расцвели разнообразные ремесла: ювелирное, лаковое и вышивка. Послушницы из местного монастыря Иоанна Милостивого украшали церковную утварь вышивкой из серебряных и золотых нитей, но и простые жительницы были сведущи в этом деле и искусно украшали предметы своего быта и одежду. В начале 20 века здесь основали артель, а затем и строчевышивальную фабрику имени Крупской. Продукция фабрики, однако, не слишком пользовалась спросом внутри страны и шла, главным образом, на экспорт. Постепенно мастеров становилось все меньше, и в 2005 году последние несколько специалистов покинули местное художественно-промышленное училище. Мстёрские мастерицы известны своей белой гладью. Это вышивка белой нитью по белому же, благородному фону: батисту или маркизету. Рисунок выполняется двусторонней гладью, чаще всего это растительные и птичьи узоры. Однако в середине 20 века нередко в этой технике выполняли и жанровые сцены. Белая гладь подвластна лишь специалистам высочайшего уровня. Для того, чтобы сохранить сияющую белизну материалов, вышивальщицам приходится мыть руки не реже, чем каждые полчаса. Помимо этого, высокого уровня достигло в Мстёре вышивание в технике "владимирский шов". Здесь, напротив, используются яркие радостные краски, крупные узоры, толстые нити. Стежки расположены неплотно друг другу, что добавляет рисунку легкости и размаха, однако мстёрские мастерицы использовали и сочетание владимирского шва с белой гладью. И, наконец, именно в Мстёре зародилась русская гладь: узор, состоящий из стежков, выполненных иголкой вперед и дополненных сеткой или мережкой. |