Ассизская вышивка связана с итальянским городом Ассизи. Основной элемент этой техники - крестик, однако она имеет и свои уникальные особенности. В ассизской вышивке рисунок чаще всего монохромен, выполняется одним цветом, и негативен: крестиками покрывают только фон, в то время как сам узор образует пространство, оставшееся свободным. Существует легенда о монахине, которая скопировала фрески Джотто ди-Бондоне, повествовавшие о житии Святого Франциска Ассизского и, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней. Для копирования она использовала стежки, которыми нанесла контуры на полотне из льна и заполнила их счетной вышивкой. По другой версии основой для уникальной техники стали образцы, привезенные из арабских стран во время Крестовых походов. Неудивительно, что изначальна эта вышивка была предназначена для предметов религиозного культа. Однако монахини нередко уделяли внимание и животным, птицам и цветам, поскольку Святой Франциск - покровитель живой природы. Обычно основой для таких работ служил белый лен, нить была чаще всего красного цвета, реже - синего, зеленого или коричневого. Фон заполнялся счетными швами. Расцвет ассизской вышивки или ассизи приходится на эпоху Возрождения, во время которой она распространяется и в другие страны. От сугубо церковного, она переходит в это время и в практическое использование, украшая предметы быта, домашнего декора, одежды. В сюжетах появляются простые люди, а также разнообразнее становятся флористические и фаунистические мотивы. Нередко работы начинают выполнять двухцветными, используя для заполнения тон, контрастный контуру. В XVIII-XIX веках техника ассизи была практически забыта. Интерес к ней возродился лишь в начале XX века, когда начала исследоваться ее история, создаваться профильные мастерские. В настоящее время ассизи распространена не слишком широко, однако специалисты знают и высоко ценят ее самобытность. |